(Празд. 15 авг.), чтимый чудотворный образ, по преданию, является копией нерукотворной иконы Пресв. Богородицы, связанной с именем ап. Андрея Первозванного. В соч. «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), включенном Леонтием Мровели (ХI в.) в груз. хронику Картлис Цховреба, повествуется о том, что Пресв. Богородице, согласно жребию, досталась в удел Грузия, но по велению Господа туда был послан ап. Андрей проповедовать христианство. Он получил из рук Богоматери Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, к-рую Она приложила к Своему Пречистому Лику. Леонтий рассказывает о многочисленных чудесах от иконы: так, в Аджарии во время проповеди ап. Андрей приложил образ к земле - и забил целительный источник (сохранился до наст. времени); в Ацкури (адм. центр Самцхе-Саатабаго) апостол воскресил сына вдовы местного правителя Самдзивара; ап. Андрей усмирил гнев жрецов храма Аполлона и Артемиды, оставив икону на ночь в языческом храме, где статуи богов наутро оказались разбитыми. По просьбе уверовавших самцхийцев ап. Андрей создал нерукотворную копию иконы, приложив обычную доску к Образу Пресв. Богородицы, новый образ был поставлен в небольшой часовне в Ацкури, откуда и произошло название иконы (КЦ. Т. 1. C. 38-42).
Средневек. историк Джуаншер сообщает, что в 620 г., во время похода на Персию, визант. имп. Ираклий специально останавливался в Ацкури, чтобы поклониться святыне (Там же. Т. 2. С. 77-78). Один из анонимных авторов Картлис Цховреба рассказывает, что после сильного землетрясения в Грузии в 80-х гг. XIII в. А. и. была обретена неповрежденной под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора (Там же. С. 347). Предание о чудесах А. и. содержится и в тексте «Нового жития Картли», составленного в нач. XVIII в. как продолжение Картлис Цховреба (Там же. С. 478-482). При нападении иран. шаха Узун-Хасана на Картли в 1477 г. персид. войска истребили множество христиан в Самцхе, разрушили церкви и А. и. увезли с собой. Вскоре персам чудесным образом было указано, что похищение иконы является источником бед, постигших их страну, и А. и. с большими почестями была отправлена обратно. В местечке, получившем впосл. название Елавси (сияющий), А. и. просияла, по словам хрониста, озарив Самцхе «великим светом, подобным молнии» (Там же. С. 483).
Из-за опасности нового нашествия персов А. и. была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персид. правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, к-рый погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Нек-рое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что А. и. нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил А. и. в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в мон-рь Гелати. Через нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском мон-ре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.
А. и. с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137´ 142 см, средника 46´ 38,5 см, створ 118´ 35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.
Стилистические особенности и надписи на А. и. относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию груз. чеканки ХI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние вост. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Вост. Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в к-рой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.
Передние и внутренние поверхности створок киота покрыты серебряными пластинками. На внутренней поверхности створок, разделенных на 5 регистров, изображены сюжеты из цикла Страстей Господних и жития Пресв. Богородицы. Мастер тщательно имитировал чеканку Зарзмийской иконы Божией Матери XI в. В нижней части створок расположена надпись, извещающая о том, что имеретинский царь Соломон I сделал 2-й оклад из позолоченного серебра в 1774 г., упоминаются его супруга царица Тамара и сын Александр. К этому времени относится и выполненная в западноевроп. манере чеканка вокруг центрального образа: 2 парящих ангела с короной в руках и полуфигуры евангелистов, апостолов и отцов церкви.